10 признаков того, что мы живем в «матрице»

10 признаков того, что мы живем в «матрице»

Гипотеза симуляции – более древнее явление, чем вы можете себе представить. Еще Платон выдвигал предположение о том, что мир вокруг нас – это всего лишь иллюзия. Естественно, что в те времена мало кто мог поверить в подобные заявления, но с развитием технологий они кажутся все более правдоподобными. Фантастическая литература и фильмы неоднократно показывали нам, что мир может быть нереален. И сейчас, когда даже наши технологии способны запускать масштабные симуляции, имитирующие реальную жизнь (взять хотя бы видеоигры), в это действительно можно поверить.

В этой статье собраны 10 признаков того, что мы живем в «матрице». Они не являются прямыми или хотя бы косвенными доказательствами и уж точно не побуждают никого строить конспирологические теории. Однако они все же способны дать вам некоторую пищу для ума.

  1. Симуляции жизни уже существуют

Мощность современных компьютеров позволяет им обрабатывать огромные потоки информации в считанные секунды. Поэтому создание некоторых простых симуляций им по силам уже сейчас. Такие программы требуют учитывать множество переменных, включая реалистичное поведение искусственного интеллекта. Огромные виртуальные миры в видеоиграх с каждым годом становятся все более живыми, чтобы лучше вовлекать игроков в геймплей и заставить их поверить в реальность происходящего на экране. Но есть и более простые и при этом довольно точные симуляции, например, распространения болезней или развития человеческого общества.

Виртуальные миры в видеоиграх
Виртуальные миры в видеоиграх

Даже несмотря на то, что графика в играх тоже становится все более реалистичной, любой человек сегодня сможет отличить нарисованных людей от настоящих. Но ведь всего каких-то 20 лет назад никто и представить не мог, что графика и искусственный интеллект в виртуальных развлечениях настолько быстро изменятся. И ведь это всего лишь игры, а не весь технологический сектор в целом. Прогресс не стоит на месте, и компьютеры становятся все мощнее, быстрее и умнее. Еще через 20 лет они станут в десятки раз производительнее и функциональнее, чем сегодня. А что будет через 50, 10, 1000 лет? Вполне возможно, что технологии будущего станут настолько прогрессивными, что смогут создавать виртуальные симуляции, неотличимые от реальной жизни. И они смогут использоваться не только для развлечений, но и в рамках научно-исследовательской деятельности.

  1. Если кто-то может это сделать, обязательно сделает

Представьте, что у кого-то сейчас действительно есть технологии, позволяющие смоделировать целую Вселенную. Как думаете, воспользуется ли он ими? Будет ли задаваться вопросами нравственности и морали? Или же просто запустит симуляцию, осознавая, что люди внутри – это строки кода, поэтому о морали можно не задумываться?

Технологии моделирования Вселенной

Вряд ли кто-то будет долго задумываться над тем, что насколько этично создавать такую симуляцию, ведь сама идея подобного моделирования очень и очень заманчива. Она может позволить узнать многие тайны «реальной» Вселенной, найти ответы на множество вопросов, возможно, вылечить неизлечимые болезни или понять, как предотвратить глобальную катастрофу. Если перед человечеством встанет вопрос выживания, оно вряд ли станет противопоставлять ему нравственность.

Но даже если на законодательном уровне такие эксперименты запретят, обязательно найдется кто-то, кто не устоит перед соблазном сотворить подобное. Человек всегда любил играть в бога, и, если у него будут для этого соответствующие инструменты, он от них не откажется.

  1. Наша Вселенная несовершенна

При создании идеальных условий, искусственный интеллект в симуляции даже не поймет, что он искусственный. Теоретически, если суметь вырастить человеческий мозг в банке и научить его правильно реагировать на внешние раздражители, он будет осознавать себя человеком, а не мозгом в банке.

Но даже при этом в каждой программе есть свои «баги», сбои в матрице. Наша Вселенная тоже далека от идеала. Мы пытаемся активно изучать ее, но на каждый найденный ответ появляется с десяток новых вопросов. Возможно, космос гораздо сложнее, чем мы можем осознать. Но вдруг это не хитровыдуманное нечто, а просто ошибки в коде? Вдруг мы не способны заполнить пробелы в познании мироздания только потому, что там ничего нет? Все это просто ошибки в коде, и рационально объяснить их не получится никогда.

Вы и сами могли наблюдать такие «баги». Взять хотя бы чувство дежавю. Что если вам кажется, что определенные события уже случались с вами в прошлом только потому, что ваши воспоминания в коде прогружаются в неправильном порядке? Поэтому вы и вспоминаете то, чего еще не было.

Дежавю
Дежавю
  1. Вся Вселенная построена на математике

Ни для кого не секрет, что программирование строится на математике, как и вся жизнь во Вселенной. Все в нашем мире можно подсчитать, среди всего можно выделить какие-то закономерности и прочее. Ни один механизм на Земле не мог бы работать без точных расчетов. Более того, именно с помощью компьютеров люди смогли вычислить, например, последовательность химических пар оснований, составляющих нашу ДНК. Прямо сейчас активно развиваются нейронные сети, которые, кажется, способны вообще на все что угодно, в том числе и на симуляцию чего-либо.

Понять наше мироздание мы сможем лишь с помощью математики. И делать это будут суперкомпьютеры, способные проводить невероятное количество вычислений в секунду. Возможно, с помощью технологий когда-нибудь можно будет полностью воссоздать цифровую копию настоящего человека. Вы ведь не думаете, что на этом люди остановятся?

Вся Вселенная построена на математике
Вся Вселенная построена на математике

Вся Вселенная построена на математике, и речь идет даже не о догадках вроде чисел Фибоначчи, а о вполне реальных фактах. Именно с ее помощью мы и познаем мир прямо сейчас. И если все в мироздании так точно подсчитано (не считая возможных ошибок, упомянутых выше), так почему это не может быть результатом грамотно написанного кода?

  1. Вселенная может быть создана для нас, а не наоборот

Вы наверняка слышали, что людям очень повезло оказаться на такой подходящей для жизни планете, как Земля. Да и самой Земле повезло оказаться на нужном расстоянии от Солнца, с нормальной атмосферой и достаточной гравитацией. Только не путайте это с заявлениями фанатиков наподобие: «если бы Земля была на миллиметр ближе к Солнцу, мы бы все сгорели». Вот это как раз полный бред. Нам действительно повезло, что на нашей планете нет каких-нибудь кислотных дождей, как на Венере. Повезло и в том, что рядом с нами нет резких всплесков гамма-лучей, а все пролетающие мимо крупные астероиды, которые могли бы угрожать жизни на Земле, притягиваются чудовищной гравитацией Юпитера.

Все это действительно очень удачное стечение обстоятельств, но почему оно вообще произошло? На этот вопрос попытались ответить создатели такого аргумента, как «антропный принцип». Звучит он так:

«Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек».

Вселенная может быть создана для нас, а не наоборот
Вселенная может быть создана для нас, а не наоборот

Говоря простыми словами, не мы случайно появились в этом мире, а мир был создан специально для того, чтобы в нем появились мы. Каждый фактор: расстояние от Солнца, наличие атмосферы, климат, погодные условия, рельеф, крупные «соседи», защищающие нас от угроз из вне – все это было создано намерено в рамках симуляции, чтобы на Земле появилась и смогла нормально развиваться жизнь.

  1. Мультивселенная

Теория мультивселенной активно используется в поп-культуре, поэтому о ней вы наверняка слышали. Она подразумевает, что существует бесконечное количество Вселенных, подобных нашей, в которых могут быть разные версии Земли и даже конкретно каждого из нас.

Параллельные миры не обязательно должны быть точными копиями друг друга. Они имеют общую структуру и даже происхождение, но существенно отличаются в деталях. Количество этих деталей тоже может быть разным. В одном мире у вас просто другой цвет волос, а в другом – ваша жизнь кардинально отличается, или вас там нет вообще. Количество вариантов развития событий, как и самих Вселенных, бесконечно.

Теория мультивселенной
Теория мультивселенной

Если эта теория окажется правдивой, то как вообще появилось столько похожих миров? Как они взаимодействуют друг с другом и происходит ли это вообще, почему их так много? Вполне возможно, что каждый из миров является ничем иным как симуляцией, матрицей с одинаковым исходным кодом, но разными переменными. Почему же их так много? Возможно, для оптимизации исследований. Таким образом можно изучать разные варианты развития событий одновременно, наблюдая, как меняется результат в зависимости от условий.

  1. Парадокс Ферми

Пусть мы и единственные в Солнечной системе (наверное), но сама система то не уникальна. Даже мы уже находили планеты, схожие с нашей, в других областях космоса. Так почему хотя бы на одной из них не может быть такой же жизни? Ведь если у Земли получилось, то остальные чем хуже? Вряд ли мы такие уникальные. И если мы действительно лишь одни из многих, то где все остальные?

Именно так и звучит известный парадокс Ферми. Наше Солнце – относительно молодая звезда, а вокруг нее уже вращается пригодная для жизни планета. Ее обитатели даже самостоятельно сумели выйти в космос и начали отправлять сообщения в надежде, что кто-то их получит. Значит в более старых системах точно должны быть пригодные для жизни планеты со своими обитателями. Более того, если эти цивилизации появились на несколько миллиардов лет раньше нашей, они уже вполне должны быть способны покорять космос и колонизировать новые миры.

Парадокс Ферми
Парадокс Ферми

Поэтому и появился парадокс Ферми. Если все эти цивилизации должны существовать, то почему мы до сих пор не видели ни одной? Одна из попыток объяснить этот парадокс говорит как раз о симуляции. Если мы уникальны, и в космосе больше нет жизни, значит мы действительно можем находиться в симуляции. В таких условиях дополнительные нагрузки на систему ни к чему, поэтому космос выступает всего лишь фоном, в котором ничего глобального не происходит. В противном случае придется добавлять новые переменные, писать новый код, а это может быть затратно и бессмысленно.

Однако есть и противоположное мнение. Оно говорит о том, что существует сразу несколько цивилизаций в рамках одной или нескольких симуляций, которые считают себя уникальными и единственными во Вселенной. В таком случае создатели, возможно, хотят взрастить наше эго и посмотреть, что из этого получится.

  1. Бог-программист

Не делайте вид, что удивлены. Рано или поздно мы должны были об этом поговорить, ведь если наш мир – это симуляция, то кто-то же ее создал.

Разные религии существуют на нашей планете с незапамятных времен. Все явления, которые люди не могли объяснить, приписывались богам. У каждого народа были свои идолы для поклонения со своими особенностями. Но всех их объединяет одно – наш мир создан высшими силами.

А что, если те самые силы – это некая сверхъестественная сущность, а вполне себе реальный программист? Очень умный и умелый, но все же состоящий из плоти и крови, наверное. Если все вокруг нас – это строки кода, обязательно должен быть тот, кто их написал. Также должен быть и смысл, ради которого создавалась такая масштабная симуляция. Некоторые называют это «божий замысел».

Бог-программист
Бог-программист

Если программист существует, а все вокруг нереально, то разве мы не должны были оставаться в неведении? Почему мы начали задумываться о том, что нас кто-то создал, а позже и вовсе стали догадываться о симуляции? Здесь есть два варианта: это сделано специально или произошло случайно.

В первом случае программист действительно хочет, чтобы мы начали догадываться о том, что кто-то создал наш мир, причем с определенной целью. Может он желает посмотреть, что из этого получится или способны ли мы в конце концов доказать, что живем в матрице. Во втором случае наша осведомленность может быть результатом системной ошибки или же развития нашего искусственного интеллекта. Возможно, сам «творец» не знал, что его виртуальные модели станут настолько умными, что начнут догадываться, что они модели.

Существует две версии того, как именно действует бог-программист. Первая говорит, что он лишь создал Вселенную с определенными начальными параметрами, а дальше она стала развиваться самостоятельно. И мы лишь следствие ее эволюции. Вторая гласит, что бог создавал мир семь дней, и с тех пор направляет все наши действия. Да, речь идет о буквальном креационизме. Последний вариант звучит наиболее мрачно, так как он буквально говорит о том, что даже в рамках симуляции у нас нет свободы воли, и каждое наше решение предписано заранее.

Программное создание Вселенной
Программное создание Вселенной
  1. За границей мироздания

Если мир – лишь модель, то насколько она большая и что находится за ее пределами? В таком случае, скорее всего, ничего. Если вы играли в видеоигры, то наверняка натыкались на непроходимые горы или просто невидимые стены на границе игровой карты. Они созданы для того, чтобы игрок был полностью погружен в этот мир, забывая о том, что он ненастоящий. Если с помощью различных лазеек выйти за границы игровой зоны, вы увидите лишь пустоту, потому что туда разработчики ничего не добавляли. Там будет лишь бесконечное пустое пространство, в котором ваш персонаж, вероятнее всего, будет также бесконечно падать вниз (на самом деле просто застынет на месте).

Примерно то же самое может ожидать нас за границами Вселенной. Если она окажется лишь программой. Но даже это еще не все. Согласно еще одной теории, наши создатели и сами могут быть смоделированы, как и их создатели, и так все дальше и дальше. Если вся виртуальная реальность представляет собой такой слоеный пирог, то мы вряд ли когда-нибудь сможем даже представить, как выглядит реальный мир, если он вообще существует. И уж тем более никогда не поймем, кто и как его создал.

За границей мироздания
За границей мироздания

Вряд ли мы хоть когда-нибудь достигнем края Вселенной, чтобы проверить эти домыслы, поэтому пока не стоит волноваться зря.

  1. Люди вокруг ненастоящие

Это одно из возможных объяснений работы бога-программиста, о котором уже было упомянуто ранее. Оно гласит о том, что создать как минимум семь миллиардов думающих людей (не говоря уже о том, кто может быть во Вселенной кроме нас) было бы очень сложно даже для суперкомпьютера. А значит большая часть из нас точно должна быть чем-то вроде декорации, простыми ботами, выполняющими заранее подготовленный список команд. У нас нет свободы воли, мы даже не искусственный интеллект в привычном нам понимании. Мы обычные NPC из игр, которые ходят по игровому миру по заданному маршруту и выполняют прописанные действия.

В таком случае симуляция действительно может быть не такой уж и сложной, как кажется на первый взгляд. Возможно, существуете только вы, а все остальные – просто программа, которая с вами взаимодействует. Более того, случайным прохожим на улице даже не нужно иметь никаких зачатков интеллекта, они просто нужны для массовки, ведь с ними вы даже не разговариваете. Но если захотите, они отреагируют на это соответствующим образом, согласно заложенной в них программе.

Люди вокруг ненастоящие
Люди вокруг ненастоящие

Но даже без наличия такого количества «думающих» программ, симуляция всей Вселенной все равно может оказаться непосильной для компьютера. Или нет? Раз уж мы начали сравнение с ботами в играх, давайте с ним и продолжим. Все игры работают по одному принципу: жизнь идет только там, где есть игрок, во всех остальных участках карты не происходит вообще ничего, чтобы не перегружать систему. Вы ведь хотите, чтобы игра работала как можно плавнее и быстрее? В таком случае вам точно не нужна лишняя нагрузка. Тем более, вы ведь ничего не потеряете, если на другом конце карты парочка NPC не будет ходить взад-вперед без вас. Поэтому компьютер загружает и показывает только те локации, где игрок находится в конкретный момент времени. Более того, во многих случаях игра работает только с тем, что игрок видит своими глазами прямо сейчас, и при повороте камеры просто очень быстро подгружает нужные объекты. Уверены ли вы, что за вашей спиной прямо сейчас кипит жизнь? Или это просто звук, а на самом деле там сейчас мир полностью замер. Но стоит вам повернуться, и за мгновение все снова заиграет яркими красками.

Таким образом, все наши воспоминания, фотографии, даже осознание себя человеком – это лишь часть нашей программы. Тогда кто из нас NPC, а кто реальные игроки? Все. Или никто. Или среди нас есть свой «мистер Андерсон». Никто этого не знает и вряд ли когда-нибудь узнает.

А знаете, что во всем этом самое интересное? На резонный вопрос «Как доказать, что Вселенная – это симуляция?» всегда можно отвечать: «А как доказать, что нет?».

Тайны космоса