Что будет с религией, если мы найдем инопланетян?

Что будет с религией, если мы найдем инопланетян?

Казалось бы, инопланетные формы жизни и религия – абсолютные противоположности. Доказательство одного должно опровергнуть существование другого. Тогда зачем вообще начинать рассуждение на эту тему, тем более с таким количеством текста, как на этой странице? Потому что, как это ни странно, религия не опровергает возможность существования других форм жизни. Более того, многие богословы охотно допускают это. Об этом мы сегодня и поговорим, и начнем, как обычно, издалека.

В 2014 году небезызвестное американское комическое агентство НАСА выделило Центру богословских исследований грант на сумму более одного миллиона долларов. Если это кажется вам странным, то подождите, вы еще не знаете, на что был выдан этот грант: исследование в области «общественных аспектов астробиологии». Вот это уже некоторым покажется бредом, но на самом деле все было довольно серьезно.

Это событие всколыхнуло общественность, а некоторых даже привело в ярость. Так, например, фонд «Свобода от религии» потребовал у НАСА отозвать грант, посчитав его бессмысленной тратой государственных денег. Фонд выступал за отделение церкви от государства, поэтому его представителям такое тесное сотрудничество между этими структурами показалось неуместным.

Некоторым идея сотрудничества между учеными и богословами напротив показалась более чем уместной, так как они считали, что у науки и религии достаточно много общего. Как бы то ни было, никто точно не знает, что могло бы случиться, если бы исследования в области астробиологии дали неожиданно положительные результаты.

Если инопланетяне действительно были бы обнаружены, это не вызвало бы полный крах религии. Напротив, появилось бы еще больше вопросов, лежащих далеко за пределами науки. И кто же мог бы попытаться на них ответить? Правильно думаете.

Даже сейчас, задумываясь о жизни, ее смысле и происхождении, мы рассуждаем с точки зрения науки или все-таки религии? На самом деле это очень обширные и сложные темы, поэтому исследовать их нужно комплексно, рассматривая вопросы со всех сторон.

Реакция на обнаружение инопланетян была бы точно такая же. Мы бы начали спрашивать, как и когда они появились, что к этому привело. Смогла бы наука однозначно ответить на эти вопросы? Неизвестно.

Сегодня гипотетическая встреча с инопланетянами уже не кажется такой уж невероятной. Многие ученые уверены, что это лишь вопрос времени. Правда, никто не знает, сколько этого времени понадобится. Для такой уверенности есть несколько причин, и главная из них – обнаружение все большего количества экзопланет, схожих с Землей. Сегодня счет их количества идет уже даже не на сотни, а на тысячи.

Некоторые ученые предполагают, что к 2045 году мы откроем около миллиона подобных планет. Пусть не каждая из них будет похожа на Землю по составу и местоположению относительно своей звезды, но даже таких будет много. Сегодня экзопланет, схожих с нашей уже обнаружено несколько десятков. Их изучение еще только предстоит, и никто не знает, что в конце концов будет обнаружено в этих неизведанных мирах. Или кто.

Поиск внеземной жизни – вопрос, лежащий далеко за пределами известной нам науки и религии.

Чем тщательнее человек изучает космическое пространство, тем больше понимает, что вероятность обнаружения там другой жизни крайне высока. Однако все подобные исследования и рассуждения всегда проводились в рамках точных или естественных наук. Но, если эта деятельность все-таки даст какие-то результаты, это породит новые вопросы, которые будут простираться далеко за пределы физики, биологии и математики. «Фантазировать» о таком могут себе позволить разве что философия и, конечно же, религия.

Астрономы открывают все новые и новые планеты за пределами Солнечной системы
Астрономы открывают все новые и новые планеты за пределами Солнечной системы

Известный американский астроном Карл Саган в одной из своих научно-популярных книг писал, что «освоение космоса на прямую связано с религиозными и философскими вопросами». При обнаружении инопланетян нам придется как-то вписать их в нашу систему убеждений. А это может либо расширить наши представления о науке и религии, либо полностью перевернуть их.

Рассуждения об инопланетной жизни с точки зрения богословия можно назвать «астробоголосвием». Это понятие предложил профессор лютеранской семинарии Тед Питерс. Также он говорил, что можно назвать это направление «экзобогословием». По его словам, он не придумал эти термины, а взял их из истории. Еще в 18-веке понятие «астробогословие» употреблялось в некоторых религиозных трактатах.

Уникальны ли мы?

С самого начала статьи мы говорим о том, что обнаружение внеземных цивилизаций поставит перед нами много новых вопросов. Каких же? Самый очевидный из них рассуждает о человеческой уникальности.

Британский физик-теоретик Пол Девис в своей книге «Одни ли мы?» говорит о том, что поиск инопланетной жизни основывается на трех принципах.

Первый говорит о том, что природа едина, можно сказать, однообразна. То есть, различные явления, физические процессы и химические реакции, которые происходят на Земле, точно не уникальны и характерны для всей Вселенной. Это значит, что причины появления жизни на нашей планете могут и должны сработать на многих других.

Разумные единороги могут оказаться не такими уж и фантастическими персонажами.

Второй принцип тоже наверняка знаком всем. Его можно описать, как «все, что не невозможно, возможно». То есть, если что-то может произойти во Вселенной, оно обязательно произойдет, и почти наверняка уже произошло. Да, это значит, что где-то в недрах космоса точно существуют разумные единороги. Попробуйте доказать обратное. Переводя этот принцип на тему зарождения жизни, можно сказать, что, если на других планетах нет очевидных препятствий для возникновения живых существ, значит они там обязательно появятся.

Третий принцип гласит о нашей заурядности. Планета Земля не отличается каким-то особым местоположением во Вселенной или другими уникальными условиями. Мы уже нашли множество экзопланет с похожими характеристиками и положением по отношению к своей звезде. И вот это утверждение уже может столкнуться с некоторыми религиями, гласящими, что планета была создана Богом специально для людей, поэтому они на ней и главенствуют.

Третий принцип, пожалуй, самый важный, потому что на нем зиждется практически вся наука. Именно из-за признания нашей заурядности, а не уникальности, люди и начали задаваться вопросами наподобие «Одни ли мы во Вселенной?».

В случае обнаружения инопланетян верующим будет трудно расстаться с мыслью об уникальности человечества
В случае обнаружения инопланетян верующим будет трудно расстаться с мыслью об уникальности человечества

Когда Коперник впервые заявил о том, что Земля вертится, его, естественно, сочли еретиком. Но впоследствии его утверждение полностью вытеснило геоцентричную модель устройства Вселенной, отправив ее на задворки истории. Коперник и его сторонники положили начало тому, что сегодня уже является не теорией, а фактом: Земля не уникальна, это типичная для Вселенной планета, находящаяся в типичной звездной системе в типичной галактике.

Возможно, заурядность и банальность нашего существования заставит кого-то взгрустнуть, но с этим уже не поспоришь. Наша планета вполне обычна, как и звезда, и галактика. Но как религия может сопоставить этот факт со своим убеждением в том, что люди уникальны и созданы Богом? Как верующим людям понять, что они действительно являются венцом творения своего создателя, если целая планета – это лишь одно небесное тело из, возможно, бесконечного количества?

Если мы обнаружим инопланетян, это еще раз докажет то, что Земля не уникальна, и мы не уникальны. Но что в таком случае будет с верующими? Заставит ли этот факт их усомниться в своей вере или даже наоборот укрепит ее? Что будет с религией, если мы найдем инопланетян?

Скорее всего, ничего. Для веры людей в Бога не нужно, чтобы Земля являлась центром Вселенной, а человек – венцом его творения. Чтобы это доказать, обратимся напрямую к религиозным писаниям.

Так, Псалом 147:4 гласит, что Бог дал имена каждой звезде на небосводе. Эти писания чтут как христиане, так и иудеи. Последние также почитают Талмуд, в котором сказано, что за одну ночь Бог облетает 18 тысяч миров. Ислам тоже не говорит, что Земля – центр всего. В Коране прямым текстом написано, что господство Аллаха простираются далеко за пределы нашей крошечной планеты. Наконец Талмуд

Да, в религиозных писаниях указывается, что Бог придает людям «особую» значимость. Но это не значит, что они уникальны и стоят выше всех остальных существ. Поэтому богословы и не опасаются нахождения внеземной жизни. Они не считают, что это должно как-то пошатнуть их веру, ведь Бог не перестанет любить людей меньше из-за того, что у них есть еще одни «братья и сестры». И ведь это действительно так. Разве один из главных принципов религии не гласит, что Бог любит всех своих детей одинаково?

Откровение

Итак, мы поняли, что возможное существование инопланетян не противоречит религии. Но есть ли в богословских текстах какие-либо упоминания о внеземной жизни?

В каждой вере есть свои священные тексты, так называемые «откровения», через которые происходит взаимодействие между людьми и Богом. Конкретных упоминаний «инопланетян» там, конечно же нет. Но это не мешает многим богословам допускать возможность их существования. Однако даже в наше время все еще существуют некоторые конфессии, которые воспринимают священные писания слишком буквально. А это значит, что обнаружение инопланетян может действительно подорвать их веру.

Если понимать священные тексты не слишком буквально, в некоторых из них допускается возможность существования жизни на других планетах
Если понимать священные тексты не слишком буквально, в некоторых из них допускается возможность существования жизни на других планетах

Среди подобных верующих можно выделить членов Евангелической церкви, которые в качестве главного писания своей веры признают Евангелие, то есть полную «оригинальную» Библию, а не только Новый Завет. К ним можно добавить последователей Лютеранской церкви и в принципе всех остальных протестантов. Сам Мартин Лютер заявлял, что «только Писание» поможет понять божий замысел.

Люди, подобные Лютеру, всегда говорили, что каждый письменный источник информации следует оценивать именно с точки зрения Библии. Попробуйте спросить протестанта, что он думает о существовании инопланетян, и увидите, как он достает Библию из сумки, чтобы найти там ответ на ваш вопрос. Но ответа в ней не будет, потому что напрямую инопланетные существа в священном Писании, естественно, не упоминаются. Поэтому, скорее всего, он сделает вывод, что люди – единственные разумные живые организмы во всей Вселенной.

Ровно то же самое сказал креационист Джонатан Сарфати, который между делом является еще и ученым-химиком. Он говорит о том, что Писание четко подразумевает отсутствие разумной жизни где-либо еще, кроме Земли.

Возможно, некоторые протестанты (как и другие глубоко верующие люди) смогут принять факт существования инопланетян, если он будет доказан. Но для этого им нужно будет полностью пересмотреть свое отношение к религии и конкретно к Писанию.

Более того, таким людям придется заново задуматься над понятием божьего замысла и боговоплощения (рождения и жизни Иисуса Христа). К Иисусу у христиан особое отношение, ведь они верят, что спасения можно достигнуть только с его помощью, и привести их к Богу может только он. Но для инопланетян он ведь не будет иметь абсолютно никакого значения. Существа, обитающие на другом конце Вселенной, понятия не имеют, кто это.

Один из отцов-основателей США Томас Пейн, написавший трактат «Век разума», рассуждал в нем на тему существования других миров. В своих суждениях он был весьма категоричен, говоря о том, что, если инопланетные формы жизни действительно существуют, это может «развеять христианскую религию как пух по ветру». Согласно утверждениям Пейна, невозможно одновременно предполагать правоту и того, и другого. В качестве примера он приводил Христа, в котором, согласно Библии, воплотился Бог. Ему казалось странным одно лишь предположение того, что Бог может оставить все остальные созданные им миры и прийти на Землю, чтобы здесь умереть. А если все действительно было именно так, то посещал ли Бог все остальные миры, чтобы также «спасти» его жителей?

Верующие, возможно, усомнятся в том, что их религия и предписанные ею пути к спасению применимы к инопланетным существам
Верующие, возможно, усомнятся в том, что их религия и предписанные ею пути к спасению применимы к инопланетным существам

Проще говоря, если спасение в христианстве возможно только для тех, кого Бог посещал лично, значит ли это, что всю свою жизнь он только и делает, что ходит по разным планетам, наставляет местных обитателей, умирает на кресте, воскресает и идет дальше?

Подобные предположения казались Пейну глупыми, и это была одна из причин, почему он отвергал христианскую религию. Но кое о чем отец-основатель все же не подумал. Что если жертва Бога на кресте на нашей планете помогла спасти не только людские души, но и всех существ во всех мирах?

Об этом задумался священник Джордж Койн, который даже написал целую книгу, посвященную множественным мирам. В ней Койн говорит, что создатель просто не мог оставить своих детей [инопланетян] во грехе, поэтому придумал способ спасения сразу всех. Ведь в христианском богословии упоминается, что «божье спасение» было всеобщим, то есть, касающимся не только людей, но и всех существ, даже неодушевленных объектов.

С другой стороны, спасение можно трактовать всеобщим в рамках одной лишь Земли. Согласно Писанию, первородный грех осквернил именно Землю, а не всю разумную жизнь во Вселенной. Поэтому, может ни Пейн, ни Койн не правы? Может Бог спас только людей, потому что лишь они были «испорчены»? Может первые разумные существа на всех остальных планетах выполнили свою миссию, а Земле просто не повезло с Адамом и Евой? Ну или у них просто не было своей Лилит.

Возможно, наши инопланетные братья и сестры настолько в своем самосознании преисполнились, что не нуждаются в искуплениях грехов. Возможно, они настолько чисты и безгрешны, что их совершенно не нужно спасать.

Многие вероисповедания предполагают исполнение определенных ритуалов, которые ассоциируются с духовным опытом
Многие вероисповедания предполагают исполнение определенных ритуалов, которые ассоциируются с духовным опытом

Девис отмечал в своей книге, что любому живому существу необходимо постичь определенный уровень самосознания, чтобы развиваться духовно. То есть, человек должен понимать и грамотно оценивать последствия всех своих действий, и только тогда его можно назвать духовно развитым.

Если на Земле живые существа развиваются (не только духовно) пару миллионов лет, это не значит, что на каждой планете во Вселенной прошло столько же времени. Нельзя утверждать, что разумные инопланетяне сейчас находятся на той же ступени эволюции, что и мы. С очень большой вероятностью это не так. Вселенная существует миллиарды лет, а значит в ней точно должны быть цивилизации, которые продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем мы.

Можно сказать, что люди, скорее всего, – одни из наименее развитых во Вселенной существ. А значит, и наше духовное развитие тоже находится на очень низком уровне. Если Девис в своем суждении прав, то это не люди будут нести религию инопланетянам, рассказывая им о Боге, а наоборот.

Но каким бы правдоподобным ни казалось утверждение Девиса, нельзя сказать, что оно единственно верное. В конце концов, никто не может говорить о том, что все существа во Вселенной получают божественные «откровения» в один и тот же период своей эволюции. Возможно, кому-то он открылся раньше, кому-то позже. Инопланетяне уже давно могут познавать создателя совсем другими способами, а могут и до сих пор понимать его хуже, чем мы, какими бы развитыми они ни были.

Все религии разные

Пожалуй, пора перестать игнорировать слона в комнате и обратить внимание на очевидную проблему – все религии разные. Между ними существует огромное количество разногласий и противоречий. Таким образом, если инопланетяне будут обнаружены, это может повлиять не на все, а только на некоторые конфессии.

Писатель-фантаст Уильям Тенн (настоящее имя Филип Класс) задумывался над этим вопросом в одном из своих рассказов под названием «Таки у нас на Венере есть рабби». Да, вы все правильно поняли – рассказ повествует о евреях на Венере. Там они собирают межпланетную неосионистскую конференцию, в которой принимают участие многие внеземные цивилизации, включая инопланетян бульб. Да, там все настолько абсурдно, насколько кажется, но в этом и есть вся суть. Вам действительно стоит это прочитать, рассказ небольшой.

Те самые бульбы не имеют ничего общего с картошкой, как могло показаться на первый взгляд. Они имеют кучу щупалец и серых пятен по всему телу. Это заставляет иудеев прийти к выводу, что такие существа никак не могут называться людьми, а значит их нельзя считать истинными евреями. Они даже собирают раввинат, чтобы те решили, что делать с незадачливыми бульбами. И здесь начинается самое интересное.

Раввинат сталкивается с очень неоднозначным вопросом. С одной стороны, все люди, которые хотят стать евреями, имеют на это право. Но с другой, бульбы – не люди. Так можно ли отказывать существам становиться евреями, если они не похожи на людей? Раввины долго рассуждают над этим вопросом, пока не приходят к гениальному ответу: «есть евреи, а есть евреи. Бульбы относятся ко вторым».

Так раввинат определил самобытность еврейской религии бульб, что в итоге даже привело к небольшой межконфессиональной вражде (которая и в нашем мире частенько возникает, надо признать).

Но если признать самобытность народа, значит дать ему права на собственные законы, порядки и прочее, то что значит признать самобытность религии? Зачастую разделение конфессии на группы выглядит примерно так: «вот они, а вот мы, и мы правы, потому что с нами Бог».

Для многих религиозных практик большое значение имеет понятие места - то есть система убеждений в них может строиться исключительно в рамках жизни на нашей планете
Для многих религиозных практик большое значение имеет понятие места - то есть система убеждений в них может строиться исключительно в рамках жизни на нашей планете

К чему вообще было приводить этот рассказ в качестве примера? К тому, что разные конфессии не хотят признавать существование разных богов. Многие верующие считают, что Бог один – тот, кого они сами почитают. В современном мире разные религии просто обсуждают определенные границы между своими верованиями, но никак не пытаются совсем их убрать.

Одних религий это касается больше, других меньше. Например, католики, православные и протестанты чтут одного Бога и делают это практически одинаково, поэтому им «подружиться» проще. С иудаизмом и исламом в этом плане все немного сложнее, так как эти религии в корне отличаются.

Ислам, например, предписывает совершать определенные телесные практики в определенном месте. Если христианство не привязывает верующего к определенному местоположению и позволяет молиться откуда угодно, то ислам напротив тесно связан с этим.

В исламе молитвы нужно произносить по пять раз в день в строго отведенное для этого время и обязательно лицом к Мекке. Также процесс подкрепляется не только словами, но и действиями: поклоном и преклонением колен. Также мусульмане строго соблюдают пост и совершают паломничество в Мекку.

Посты и путешествие на Святую Землю есть и в иудаизме, но там это не является обязательным. Современное вероисповедание иудеев уже давно отошло от строгой привязки к местоположению, в отличие от ислама. Во многом на это повлияло изгнание евреев из их родных земель и рассеяние их по разным территориям земного шара.

Но вернемся к нашим баранам. То есть, инопланетянам, конечно же. Что нужно сделать существу с другой планеты, чтобы примкнуть к земной религии? Совершать паломничество на Святую Землю или в Мекку? Праздновать Пасху?

А если их планета вращается быстрее вокруг своей звезды быстрее, чем наша, значит они должны чествовать воскресение Христа чаще? А если быстрее вокруг своей оси, то молиться весь день, не вставая с колен? А как крестить инопланетянина и надо ли вообще это делать?

Вопросов можно задать очень много, и их станет еще больше, если мы перестанем представлять инопланетян похожими на нас. Даже не в плане внешности, а наличия физического тела в принципе. Что если у них его нет, как это повлияет на их «вхождение» в нашу религию?

Да, астробогословие оно такое. Но сколько ни рассуждай, мы все равно в итоге придем к тому, что все земные религии созданы и приспособлены лучше всего именно для земных условий и конкретных обитателей планеты – людей. То есть, какими бы самобытными и разными они ни были, каждое вероисповедание предназначено для землян.

И вот здесь уже возникает новый вопрос. А что если религия – явление исключительно человеческое? Не Бог как таковой, а именно религия. Что если она является своеобразной реакцией человека на нечто божественное? По сути ведь так и есть?

Об этом очень хорошо сказал один раввин по имени Джереми Калманофски. Он говорил, что религия есть реакция на трансцендентность. Иудаизм дал ему способ раскрыть себя, развиться духовно и физически, связать свою конечную жизнь с бесконечным Богом.

Он говорил об этом в одной из своих речей, в конце которой пришел к такому выводу: «Я еврей. Бог – нет».

Теория раввина заключается в том, что религия формируется по-разному в зависимости от обстоятельств. За примерами не нужно ходить на другие планеты, потому что на нашей есть множество конфессий, появившихся при определенных условиях. Поэтому, если даже в разных точках Земли люди по-разному реагировали на нечто божественное, то что говорить об инопланетянах?

Возможно, землянам для начала нужно самим научиться разрушать границы между религиями и жить в мире друг с другом, прежде чем пытаться посвятить в это пришельцев с других планет. Ведь если богословы правы, и Бог действительно существует, он вряд ли будет разным на каждой планете. А если это так, то как бы ни отличались представления о божественном воплощении в разных религиях, они не должны противоречить друг другу и жить в вечной вражде.

Так что же будет с религией?

Итак, представьте, что люди наконец обнаружили внеземную цивилизацию. Как на эту новость отреагирует религия? Некоторые считают, что после такого она должна будет либо исчезнуть, либо перерасти в нечто большее.

Питерс даже проводил исследование на эту тему. Он спрашивал разных людей о том, погибнут ли земные религии после установления контакта с инопланетянами. Результаты оказались вполне очевидными. Большинство атеистов сказали «да», большинство верующих – «нет».

Но стоит отметить, что религия намного сильнее, чем может показаться. История показывает, что она может адаптироваться ко многим ситуациям. Часто ей приходилось приспосабливаться к переменам, и она до сих пор жива.

Почему так? Возможно, из-за того, что людям всегда нужно во что-то верить. Неважно каким образом, просто верить. Поэтому никакие сложные ситуации религию и не погубили.

Скорее всего, после встречи с инопланетянами веру действительно придется немного изменить. Но это не значит, что она полностью исчезнет. Возможно, верующие просто по-новому посмотрят на свои религиозные убеждения, но вряд ли отвергнут их насовсем.

Тайны космоса