Космонавтика в 2019: космические корабли, новые ракеты и лунные зонды

2019 год стартовал очень уверенно в области космонавтики. Зонд из поднебесной «Чанъэ-4» долетел до обратной стороны Луны, а NASA своей межпланетной станцией зафиксировала самый отдаленный объект из всех, которые посещали земные аппараты – астероид 2014 MU69, мимо которого эта станция, под названием «Новые горизонты», пролетела буквально на днях. Однако главный курс 2019-го – пилотируемые космические корабли. SpaceX и Боинг уже готовят к полетам таковые. И даже это еще не предел, но обо всем по порядку.

Starliner и Dragon 2, пристыкованные к МКС. Графика Nathan Koga/NSF

Орбитальные корабли

Амбициозные проекты космонавтики проводятся годами, и сейчас, в 2019-ом, некоторые из них уже находятся на финальной стадии – пусковые площадки подготовлены, экипажи собраны и проходят тренировки, корабли построены и тщательно проверяются. Недавнее видео от NASA – тому подтверждение.

Boeing и SpaceX не желают уступать друг другу в развитии технологий, однако компания Илона Маска таки вырывается немного вперед. Но сроки все равно постоянно сдвигаются. Сначала запуск космического корабля СпэйсИкс планировался на 7 января, позже на 17, а теперь сам Маск в твиттере сообщил о том, что дата старта откладывается до февраля без точного дня. Главной причиной тому является частичное приостановление работы американского правительства, отчего большая часть сотрудников компании отправилась в отпуск. Но сама ракета стоит на стартовой площадке уже с 6 января и ждет запуска.

Полет Starliner от Боинга планируется в марте. Компания сообщает, что сейчас ракета уже проходит финальные проверки и испытания.

As we celebrate #SpaceStation20th, the next generation’s ride is coming together: this is our first flight-worthy #Starliner spacecraft. Meet the heart and soul of #TeamStarliner.

Описание заданий обоих кораблей пока не ясны. Они должны пристыковаться к МКС, провисеть на орбите немного и затем сесть обратно на твердую землю. Но, зная эти две компании, легко предположить, что они готовят нам некоторые сюрпризы по этому поводу. Что ж, ждем. Пилотируемые полет Dragon 2 и Starliner пока в планах на июнь и август соответственно. Но, так как даты постоянно переносятся, велика вероятность, что и эти запуски также в конечном итоге сдвинутся.

План испытания САС Orion, иллюстрации NASA

Компания Orion, как мы знаем, планирует облететь вокруг Луны на беспилотнике в 2020-ом. Но и в этом году им будет, чем заняться. В апреле у них пройдет проверка системы аварийного спасения из космического корабля. Макет корабля с САС поставят на ступень ракеты и запустят. Уведут от работающей ракеты, сбросят модули и… И на этом все. В макете нет парашютов, поэтому он разобьется. Такие себе испытания.

Другие страны также не отстают в области пилотируемых космических кораблей. Ближе к осени начнут свои испытания китайские ракеты, о которых пока что ничего толком не известно.

Кадр из репортажа CCTV, 2016 год

Индия тоже здесь и свой корабль с живым пилотом на борту они планируют запустить в 2022. А Россия в космос попадет не раньше, чем в 2024-ом.

Ракеты-носители

Ракет-носителей в этом году отправят в космос достаточно много. В основном это аппараты частных космических компаний. Первой будет Vector-R, которая должна вылететь уже в январе.

Фото: Vector

В 2017-ом она уже совершала суборбитальные полеты целых два раза. Правда это была ее упрощенная версия, которая отображена на фото. Новая же будет оснащена тремя двигателями, а не одним, и грузоподъемность ее будет около 60кг. Не так уж и мало, если подумать: можно пачками вывозить кубсаты, например. У создателей Vector-R нам бы всем понабраться оптимизма, ведь они намерены запускать по 100 таких ракет за год.

В конце ноября прошлого года прошел испытательный полет модифицированного Боинга 747 под ракету-носитель. Первый запуск его ожидается уже к весне 2019-го. Грузоподъемность такой ракеты заметно больше предыдущей: 300-500кг.

Индия и здесь в теме. Уже в мае должен полететь индийский носитель, который был создан, на минуточку, не какой-то частной конторой, а государственной структурой. Грузоподъемность индийской SSLV будет такой же, как у боинга, но лишь на низкую орбиту.

Индийская SSLV должна полететь в мае и отличается, главным образом, тем, что создана государственным космическим агентством Индии, а не частной компанией. Это трехступенчатая твердотопливная ракета, которая сможет выводить 300-500 кг на низкую орбиту.

Суборбитальная версия Hyperbola-1 (SQX-1), осень 2018

И снова Китай. На этот раз Hyperbola-1 от компании i-Space. Испытания ее прошли осенью 2018-ого, а первый полет будет уже в этом году, но пока не известно точно, когда. Вывозить она сможет грузов на 300кг.

Нельзя не отметить и уже летающие ракеты, которые не стоят на месте, а развиваются. В этом году Европейское космическое агентство запустит ракету Vega в модификации «C». Китайская Kuaizhou 11, которая является утяжеленным вариантом Kuaizhou, также полетит, забрав с собой полторы тонны груза, что в пять раз больше, чем могла увезти ее предшественница.

И как же можно забыть про SpaceX, чей тестовый стенд BFR уже собирается и, возможно, совершит первые запуски уже в этом году.