15 фактов о космосе, в которых Mass Effect ошибалась

15 фактов о космосе, в которых Mass Effect ошибалась

Космос. Огромное пространство, наполненное невообразимыми красотами и страшными тайнами, великое запредельное, необъятная пустота. Он давно манит человечество своими загадками и просторами для исследования. Люди изучают его столетиями, узнавая что-то новое и интересное.

Так почему же Mass Effect показывает космос совершенно неверно?

Не поймите неправильно, Mass Effect – величайшая космоопера современности, на голову превосходящая последнюю трилогию «Звездных войн» и перезапуск «Стартрека». В прошлый раз, когда мы хотели отвлечься от серьезных тем и просто развлечься, мы собрали топ-10 игр про космос для ПК и консолей, в котором назвали серию ME лучшей из лучших. Но сейчас, в порыве снова поговорить о чем-то легком и несерьезном, мы решили проверить, в чем Mass Effect обманывает игроков, заставляя их воспринимать космос не таким, каким он является на самом деле.

Спросите, и в чем же она нам соврала? Да во всем. Единственное, в чем игра была права, так это в том, что космос существует, и в нем есть планеты. И они даже не плоские. Но во всем остальном она очень сильно заблуждается.

Мы понимаем, что игра – это просто игра, поэтому и вы не должны относиться к этой статье слишком серьезно. Воспринимайте ее как развлечение, а если оно все-таки поможет вам узнать что-то новое и полезное – не благодарите.

Вот 15 фактов о космосе, в которых Mass Effect ошибалась, ужасно ошибалась.

1. В космосе никто не услышит ваш крик или взрыв

Вы наверняка слышали, что в космосе нет звука. Но почему? Потому что звук – это волнообразные колебания воздуха, вызываемые движущимися в нем объектами. Самолет, летящий в небе, производит очень много шума, потому что огромное количество воздуха проходит через его двигатели и корпус, выталкиваясь назад. Наш голос издает звук, потому что воздух в гортани вибрирует через голосовые связки, а потом выходит изо рта. Колонки, подключенные к вашему компьютеру, состоят из движущихся пластин, которые тоже создают вибрации воздуха на определенной частоте.

Ошибки Mass Effect: В космосе нет звука.
В космосе нет звука, а значит никто не услышит ваши крики.

Продолжать этот список можно долго, но суть вы уже должны были уловить: есть воздух – есть звук, нет воздуха – нет звука. Поэтому каждый раз, когда Mass Effect демонстрирует, с каким огромным грохотом взрываются корабли в космосе или делают «пиу-пиу» лазерными выстрелами, это не имеет ничего общего с реальностью.

2. Космические корабли не должны выглядеть как самолеты

Посмотрите на Нормандию на изображении ниже – она великолепна, не правда ли? Все эти изгибы, величественные крылья, острые хвостовые плавники, напоминающие истребители, выглядят шикарно.

Жаль, что все эти модные штуки не имеют никакого смысла.

Вы уже знаете, что в космосе нет воздуха. А значит нет и аэродинамики, поэтому нет ни единой причины делать космические корабли похожими на земные самолеты. Посмотрите на большинство кораблей, которые человечество когда-либо отправляло в космос. Все они представляют собой небольшие цилиндры, прикрученные к ракете, которая поднимает их в небо и задает направление.

Ошибки Mass Effect: космические корабли не должны выглядеть как самолеты.
Нормандия прекрасна, но для космических путешествий такой дизайн ей не нужен.

Из-за отсутствия воздуха в космическом пространстве вам не нужны крылья, чтобы летать. Достаточно просто иметь двигатель, который будет подталкивать вас вперед. Перемещение в космосе похоже на древнюю игру Asteroids, которая была про него же. Вы будете двигаться туда, куда вас толкает двигатель, поэтому более разумно было бы сделать корабль в форме сферы, увешанной двигателями со всех сторон, чтобы вы могли легко двигаться в нужном направлении. В таком космическом корабле вам даже руль не нужен, потому что от него нет толку. Достаточно лишь включать нужные двигатели и отключать ненужные в определенный момент.

3. И это инопланетяне?

Хорошие новости, друзья: мы не одни во Вселенной. Но это не точно.

Ладно, мы никогда не видели и не слышали никаких инопланетян, но почему Mass Effect решила, что они выглядят именно так? Безусловно, космическая опера не может быть собой без инопланетян, но с чего вы взяли, что все они будут прямоходящими гуманоидами с двумя руками, двумя ногами и человеческими половыми признаками?

Да, во вселенной Mass Effect есть ханары, которые являются по сути разумными медузами, но все остальные – это просто загримированные люди или создания, похожие на них по вышеописанным свойствам. Космос огромен, и, если в нем есть другие формы жизни, они определенно не должны быть настолько похожими друг на друга. Совпадения, естественно, будут, но не в таком количестве.

Ошибки Mass Effect: почти все инопланетяне похожи на людей
Почему инопланетяне в Mass Effect выглядят как люди?

Люди сформировались такими, какие мы есть сейчас, в процессе эволюции, которая в свою очередь «подстраивала» нас под окружающие условия. Банальные примеры: у нас есть пять пальцев, потому что они нам нужны. Попробуйте хотя бы подержать свой телефон четырьмя пальцами, и поймете, почему. Наши ладони и пальцы на руках более подвижны, чем на ногах, потому что ими можно держать предметы и выполнять какую-то работу, потому что это помогало нашим предкам выживать в окружающих условиях и помогает нам жить сейчас. Зато у нас нет хвоста – он нам не нужен, поэтому от него остался только копчик.

В процессе эволюции наш вид подстраивался под окружающий мир, получая нужные особенности и лишаясь ненужных. Так почему же Mass Effect думает, что условия жизни и эволюция на всех планетах одинаковы?

4. Нельзя двигаться быстрее света

Вся вселенная Mass Effect строится на космических путешествиях с помощью особых устройств – ретрансляторов. В игре они работают как рогатки, подхватывая корабли и зашвыривая их куда подальше в пространстве. Таким образом галактические расы передвигаются на огромные расстояния быстрее, чем скорость света.

Перемещение на сверхсветовой скорости в Mass Effect объясняется двигателями, работающими на «нулевом элементе» и использующими эффект массы. Последний позволяет уменьшать массу космического корабля так, что он может двигаться быстрее света. В честь этого эффекта и была названа игра.

Ошибки Mass Effect: нельзя двигаться быстрее света
Шепард, конечно, крут, но двигаться быстрее света не сможет даже он.

В рамках игровой вселенной данной объяснение, конечно, логично, но с точки зрения реальной физики оно не выдерживает критики. Мы подробно объясняли, почему нельзя двигаться быстрее света, в отдельной статье по ссылке. Но, кратко все же объясним еще раз. Согласно теории относительности, чем выше скорость, тем больше масса. При приближении к скорости света ваша масса стремится к бесконечности, а время для вас практически замедляется. Если превысить скорость света, ваш корабль станет бесконечно тяжелым, а время для вас начнет двигаться в обратную сторону, за что физика вас точно не похвалит.

5. Замедление времени тоже обломает ваши космические путешествия

Даже если вы не собираетесь перешагивать через скорость света, слишком быстрое движение все равно не даст вам нормально путешествовать в космосе. Дело в том, что чем быстрее вы движетесь, тем медленнее для вас течет время. Даже если вы сможете достичь скорости света и обогнуть всю Вселенную за условные сто лет, на Земле пройдет уже сто миллиардов лет.

Вы и сами знаете пример подобного – МКС. За полгода, проведенные на борту станции, космонавт становится примерно на 0,005 секунды моложе, чем ему было бы, если бы эти 6 месяцев он провел на Земле.

Ошибки Mass Effect: в космосе время течет медленнее
В космосе время течет медленнее.

Mass Effect снова отмахивается от всего этого эффектом массы и нулевым элементом, но никакие волшебные силы и камушки не способны остановить течение времени. Хотя только волшебные, наверное, и могут. Но ME же претендует на научную фантастику.

6. Космическое оружие должно быть невидимым

Большие космические корабли с большими пушками вызывают большой восторг, правда же? Рельсовые пушки, плазменные, лазеры, мазеры и чего только еще не увидишь в Mass Effect. Всех их объединяет одно – яркие эпичные свечения в процессе стрельбы.

Все это выглядит очень зрелищно и красиво, но проблема в том, что любой выстрел из таких пушек в космосе должен быть невидимым.

Для примера возьмем лазер. Все вы видели красные линии, выжигающие все на своем пути, в различных играх и фильмах. Но лазерная полоса появляется лишь тогда, когда есть газ, от которого отражается свет. В космосе, как вы помните, нет ни воздуха, ни другого газа (на большей части пространства), поэтому свету не от чего будет отражаться, и лазер останется невидимым.

Ошибки Mass Effect: лазеры в космосе не видны
Лазеры выглядят эффектно. Жаль в космосе мы их не увидим.

То же самое можно сказать и про энергетические шары, которыми стреляют некоторые пушки в Mass Effect. А рельсовые установки и вовсе разгоняют свои снаряды до релятивистских скоростей, поэтому вы даже не успеете заметить, как они попадут в цель.

7. Радиация повсюду

Космос опасен не только потому что там смертельно холодно и нет воздуха. Есть в нем и другая, куда более серьезная проблема – радиация.

Радиация в космосе повсюду, даже на Землю она проникает. Но нам достаточно намазать кожу солнцезащитным кремом, находясь весь день на улице в жаркую погоду, потому что у нашей планеты есть огромное магнитное поле, защищающее нас от большей части вредного излучения. В космосе же такой защиты нет, поэтому космический корабль должен блокировать радиацию, иначе ваша жизнь будет несчастной и недолгой.

Ошибки Mass Effect: в космосе повсюду радиация
В космосе полно радиации, но Mass Effect этого как будто не учитывает.

Смотря как Шепард и его команда часто блуждают по разным астероидам и просто выходят в открытый космос, хочется верить, что в Mass Effect существуют достаточно крутые скафандры, способные отражать излучение. Иначе радиация окончит их жизнь раньше, чем жнецы.

Забавный факт по теме: если на расстоянии в несколько тысяч световых лет от нас вспыхнет сверхновая, она выбросит такое количество радиации, что даже магнитное поле Земли не спасет все живое на планете от мгновенной смерти. Более того, все это произойдет настолько быстро и без предупреждения, что мы и почувствовать этого не успеем.

Сладких снов!

8. Эпичных взрывов в космосе не бывает

Сколько же космических кораблей взорвалось в Mass Effect, от оригинальной Нормандии до жнецов. Но в реальной жизни все эти красивые огненные шары от разлетающихся на куски объектов никогда не появятся.

Все дело снова в отсутствии воздуха, а точнее кислорода. Без него не будет огня, а значит и эпичных взрывов тоже. Поэтому, если в космосе что-то и взрывается, то без огня, а выглядит это как резкий распад какого-либо объекта на составляющие. Да, вот так скучно, без звука и спецэффектов.

Ошибки Mass Effect: в космосе не может быть взрывов с огнем
В космосе нет кислорода, а значит и огню от взрыва взяться неоткуда.

Осколки, остающиеся после таких взрывов, будут блуждать по космосу так долго, пока не наткнутся на препятствие, возможно, даже вечно. При этом они будут лететь очень быстро, так как взрыв передаст им большое количество энергии. Едва ли кто-то захочет оказаться на пути такого осколка.

9. Космос далеко не весь такой красивый

Звездная карта, кат-сцены, пейзажи локаций – все в Mass Effect показывает космос исключительно красивейшим и ярким местом. Что ж, реальность и здесь вносит свои коррективы, так как большая часть космоса далеко не такая красивая.

И дело не в том, что космос уродливый, просто он никакой. 95% всего, что вы будете видеть, летая по космическим пространствам, – это пустота. Иногда вы будете видеть маленькие точки света от звезд, а подлетая ближе, попадете в туманное облако газа, в котором все равно ничего не видно.

Ошибки Mass Effect: космос не такой красивый
Космос далеко не такой завораживающий, как показывают в играх.

Большая часть красивых фотографий космоса созданы вручную на основе инфракрасных данных, собираемых космическими телескопами. Это люди собирают картинки практически из ничего, попутно раскрашивая их для улучшения восприятия. Хороший ход для романтизации космоса, но он имеет мало общего с реальностью.

Подробнее о том, как фотографии космоса превращаются в настоящие произведения искусства, вы можете узнать в отдельной нашей статье.

10. Не каждая планета имеет земную гравитацию

Отправляясь на очередную планету в Mass Effect, вы всегда оказываетесь в условиях такой же гравитации, что и на Земле. Вы бегаете с одинаковой скоростью и прыгаете на одно и то же расстояние, независимо от того, где находитесь.

Ошибки Mass Effect: не каждая планета имеет земную гравитацию
Далеко не на каждой планете гравитация такая же, как на Земле.

И хотя в галактике действительно есть планеты, схожие с Землей, на большинстве из них гравитация либо чуть больше, либо чуть меньше, чем у нас. Обычно это значение варьируется в пределах 30% в обе стороны. И хоть это не кажется таким уж большим отличием, вы бы не хотели быть на 30% тяжелее. Представьте, что вам придется всюду таскать с собой пару десятков дополнительных кг.

Было бы правильнее, если бы на одной планете в Mass Effect вы могли прыгать выше и дальше, а на другой передвигались бы медленно под действием более сильной гравитации.

11. Стекло на космическом корабле — плохая идея

Помните, как мы говорили о том, что осколки от взрывов могут летать в космосе вечно с очень высокой скоростью? Это именно та причина, по которой на корпусе космического корабля не должно быть стекла.

Ошибки Mass Effect: космическим кораблям не нужны стекла
Космическим кораблям не нужны окна, когда есть камеры.

Вы можете возразить, что в таком случае они не будут видеть, куда направляются. Но на самом деле будут – с помощью камер. Космический корабль – не автомобиль, поэтому окно – не самый лучший (и безопасный) способ увидеть, куда вы направляетесь. Камеры на корпусе были бы куда более практичным и надежным способом наблюдения за происходящим вокруг. Этим же руководствуются и современные инженеры, так как никто не хочет случайно столкнуться с очень маленьким камешком на очень большой скорости, который пробьет стекло и убьет всех на борту.

12. Не все планеты находятся в одной плоскости

Дело даже не в космической карте, а в реальной плоскости орбит планет вокруг Земли. Планеты солнечной системы действительно вращаются вокруг Солнца в двумерной плоскости, но это характерно далеко не для всех звездных систем в нашей галактике.

Ошибки Mass Effect: не все планеты лежат в одной плоскости
Планеты необязательно должны находиться в одной плоскости.

На самом деле это даже не совсем характерно для нашей системы, так как Плутон, некогда считавшийся планетой, вращается вокруг Солнца под небольшим углом относительно других восьми небесных тел. Поэтому в галактике планеты могут вращаться вокруг своих звезд под любыми углами, и нет ни одной причины, почему это не может быть так.

13. Не все орбиты являются идеальными окружностями

Еще одно давнее заблуждение, которое подчеркивает Mass Effect. На самом деле орбиты большинства планет имеют вытянутую форму эллипса, а не идеальной окружности. Например, у каждой планеты Солнечной системы есть перигелий и афелий, означающие самую близкую и самую удаленную точку орбиты по отношению к Солнцу.

Ошибки Mass Effect: не все орбиты идеально круглые
Орбиты большинства планет не круглые, а эллиптические.

Наглядным примером этого снова является Плутон, перигелий которого удален от Солнца на 11 астрономических единиц (1 а.е. = ~ 150 млн. км), а афелий – 17 а.е. Это говорит о том, что в перигелии Плутон находится к Солнцу даже ближе, чем Нептун.

Аналогично плоскости вращения, ничто не мешает любой планете двигаться как по окружности, так и по эллипсу вокруг своей звезды.

14. Для остановки требуется столько же топлива, сколько для всего путешествия

Mass Effect предлагает много «волшебных» вещей, но бесконечное топливо почему-то не входит в их число. Перемещаясь между звездными системами, игроки тратят топливо, но в значительно меньших количествах, чем нужно. Оно расходуется только на дорогу, но почему-то не на остановку.

Ошибки Mass Effect: на остановку в космосе тоже тратится много топлива
В космосе нельзя просто так затормозить.

В космосе ничто не может остановить вас, когда вы находитесь в пути. Там нет трения, нет сцепления с дорогой и дороги в принципе. Поэтому нельзя просто нажать на тормоз и остановиться как по волшебству. Чтобы затормозить в космосе, нужно развернуть двигатели в противоположном направлении (или отключить одни и включить другие).

Из-за этого космические путешествия очень затратны, так как вам придется тратить на каждую остановку почти столько же топлива, сколько и на все путешествие. И делать это придется каждый раз, чтобы не врезаться во что-нибудь на огромной скорости.

15. Корабли никогда бы не были так близки в бою

Решающая битва в Mass Effect 3 навсегда войдет в историю как одно из самых захватывающих зрелищ в видеоиграх. Корабли множества рас со всей галактики объединились в финальном поединке против жнецов. Космические истребители носятся на сверхзвуковых скоростях, отстреливаясь от гигантских металлических кальмаров, уничтожающих все живое.

Да, выглядит это лучше, чем звучит.

Ошибки Mass Effect: кораблям не нужно быть так близко во время боя
Космическим кораблям не нужно подходить так близко друг к другу во время боя.

Но не будем забывать о том, что в космосе ничто не может остановить вас так же быстро, как на Земле. Поэтому в космических баталиях кораблям не стоит приближаться к тому, что они хотят взорвать. Особенно с учетом разлетающихся осколков, которые тоже ничто не останавливает. Снаряды, вылетающие из пушек на околосветовых скоростях, достигнут цели в мгновение ока, даже если вы будете находиться в сотнях тысяч километров от нее.

При этом вам всегда нужно помнить об огромных расстояниях между вами и вашей целью, а также о том, что она тоже движется на околосветовых скоростях. Это повышает разброс до невероятных значений, поэтому вам придется стрелять на опережение, чуть ли не угадывая, где будет цель в следующий момент. Все это делает космические сражения более похожими на морские битвы 16-го века, чем на то, что нам показывает Mass Effect и другие игры о космосе.

Тайны космоса