Космический туризм застрял на уровне миллиардеров

Космический туризм застрял на уровне миллиардеров

Как вам наверняка известно, недавно два миллиардера – Ричард Брэнсон и Джефф Безос – слетали в космос с разницей в несколько дней. Тем самым они ознаменовали начало новой эры космического туризма, но только для очень узкого круга людей, которые могут это себе позволить. Два миллиардера на свои собственные деньги осуществили мечту всей своей жизни, которая заключалась лишь в том, чтобы потратить миллионы долларов в пустоту… буквально. Они ощутили «вкус космоса» только потому, что могли позволить себе такую роскошь.

Поэтому, если космические миссии Virgin Galactic и Blue Origin что-нибудь и доказали, так это то, что космос теперь стал открыт отнюдь не для широких масс, а для большего количества миллиардеров.

Сделать путешествие в космос доступным для всех нас – цель, к которой многие компании, в том числе и их спонсоры с большими кошельками, двигаются уже очень долгое время. Но пока достичь невозможно. Главная причина задержки развития космического туризма заключается в том, что у нас есть много других, более важных способов потратить миллионы. Взять хотя бы исследования в области микрогравитации или увеличение скорости перемещения людей между континентами. Миллиардеры могут продолжать тратить свои кровно заработанные на собственные хотелки. А нам, простым смертным, придется еще подождать своей очереди на полет к звездам. Но даже то, что мы имеем сейчас, уже впечатляет, ведь когда-то полеты в космос были доступны лишь государственным космонавтам. Сегодня же этим во всю занимаются частные компании, пусть и принадлежащие таким сверхбогатым людям, как Брэнсон, Безос или Маск. Да, SpaceX Илона Маска тоже активно участвует в этом.

Гости Virgin Galactic на космодроме Америка
Зрители запуска Virgin Galactic на космодроме Америка

Сначала будет сложно

«Это ли не мечта? Космос теперь не только для НАСА», - заявила на пресс-конференции в апреле Кэти Людерс, инженер и руководитель пилотируемых космических полетов НАСА. Она была одной из тех, кто курировал создание капсулы для астронавтов корабля Crew Dragon от SpaceX. Кэти также добавила: «Я думаю, что это именно то, чего мы пытаемся достичь. Надеюсь, что у вас будет так много клиентов, что в какой-то момент цена [полетов в космос] снизится до максимально доступной. Но сначала будет сложно».

В чем-то Кэти определенно была права – на начальном этапе развития космического туризма действительно все будет сложно. Уже сложно. Сейчас полеты в космос могут оплатить лишь невероятно богатые люди, ведь новые космические технологии стоят баснословных денег. И делают они это далеко не для широкого распространения космического туризма, а, чтобы привлечь внимание таких же толстосумов и заработать на этом еще больше. Взять хотя бы запуск Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Полет был последним тестом в рамках десятилетних испытаний шестиместного космического корабля многоразового использования SpaceShipTwo. Но он также был и масштабным маркетинговым ходом с пафосными промо-роликами и громкими речами, концертом, фанфарами и всем остальным для привлечения большего количества новых инвесторов и клиентов.

Теперь, чтобы повторить полет Брэнсона и, возможно, также осуществить свою давнюю мечту, клиентам его компании придется заплатить как минимум 250 000 долларов за один билет. По заявлениям фирмы, у Virgin Galactic уже есть примерно 600 клиентов, забронировавших места. Это неудивительно, ведь четверть миллиона долларов за путешествие в космос – это очень выгодное предложение, самое выгодное из двух существующих на рынке. Цена за место в ракете New Shepard от Blue Origin, скорее всего, будет выше. А если кто-то хочет провести полноценный отпуск в космосе длиной в несколько дней, то ему придется воспользоваться услугами SpaceX. Такая поездка в капсуле Crew Dragon обойдется как минимум в 55 миллионов долларов. И это лишь грубые подсчеты, компания пока не назвала официальную цену.

Илон Маск
Илон Маск

У нас есть и более важные дела

Никто не станет отрицать, что полеты Брэнсона и Безоса являются кульминационными моментами для их компаний и индустрии космического туризма. Хоть они и не являются первыми космическими туристами, но все же первые, кто добрался туда своими силами на своих собственных частных кораблях, а не государственных.

Однако космическая отрасль в целом еще очень далека от того, чтобы предложить подобное развлечение широким массам. И проблемы заключаются не только в том, чтобы снизить стоимость билета в космос с уровня новенького Lamborghini Huracan STO хотя бы до бизнес-класса чартерного рейса. Есть и другие важные вопросы: смогут ли космические корабли аки маршрутные такси постоянно курсировать туда-сюда без заминок и форс-мажоров? Не произойдет ли в пути какой-нибудь несчастный случай, который поставит крест на всей индустрии?

Более того, есть еще и всевидящее око общественного мнения, которое постоянно пытается раскритиковать все и всех, и переубедить его очень сложно. Многие активисты уже успели катком проехаться по космическим амбициям Маска, Безоса и Брэнсона, назвав их очередными примерами того, как миллиардеры бессмысленно тратят деньги на воздух, когда их можно было бы направить на действительно важные области. Стремительно меняющийся климат на планете, проблемы с доступом к качественной или хотя бы какой-нибудь медицине во многих районах планеты, социальное расслоение населения и многое другое.

В таких условиях неудивительно, что некоторые люди считают подобные траты не только ненужными, но даже эгоистичными и оскорбительными. Известный американский политик Берни Сандерс (известен как раз своей критикой в адрес миллиардеров) озвучил эту мысль еще весной, когда космическая гонка за первый частный полет в космос стала накаляться. «Здесь, на Земле, в самой богатой стране на планете, половина наших людей живет от зарплаты до зарплаты, люди изо всех сил пытаются прокормить себя, изо всех сил пытаются обратиться к врачу, а самые богатые парни в мире уехали в космос!» - написал он в Твиттере еще в марте.

«Я могу это понять», – говорит Брэнсон, отвечая на подобную критику. – «Но я думаю, что, возможно, они [критики] не полностью осведомлены о том, что космос делает для Земли».

Брэнсон и другие сторонники исследования космоса указывают на технологии, новый толчок в развитии которых могут дать именно инвестиции в космическую отрасль. Он имеет в виду расширение возможностей GPS, мобильной связи, метеорологических служб, отслеживания изменения климата и прочего взаимодействия со спутниками на низкой околоземной орбите. Во многие из этих областей сейчас инвестируют государственные средства. Но развитие индустрии частного космического туризма может привести к появлению новых эффективных разработок в данных сферах, пока государственный бюджет будет тратиться на более важные вещи.

«Нам просто нужно принять тот факт, что миллиардеры, пытающиеся заработать еще больше денег, сейчас являются публичным лицом всего космического сектора.»

Пока индустрия космического туризма финансируется миллиардерами, которые строят корабли для клиентов-миллиардеров (ну и миллионеров), она так и останется хобби исключительно для самых богатых людей на планете. «Нам приходится иметь дело с тем фактом, что миллиардеры, пытающиеся заработать больше денег, сейчас являются публичным лицом космического сектора», - сказал Брайан Уиден, директор некоммерческой космической организации Secure World Foundation.

Является ли появление частных лиц у истоков новых отраслей чем-то новым? Отнюдь. Вспомните хотя бы Чарльза Линдберга, первого пилота, совершившего трансатлантический перелет в одиночку. Именно он в 20-30-ых годах прошлого века активно помогал развитию коммерческой авиации. Не помните Линдберга? В таком случае Стива Джобса и Билла Гейтса, которые внесли огромный вклад в развитие персональных компьютеров, вы наверняка знаете очень хорошо.

В этих областях тоже было огромное количество критиков. Знаете ли вы таких людей, как Уилбер и Орвилл Райт? А зря не знаете, потому что именно благодаря этим двум братьям из США мы сегодня можем попасть из Петербурга в Москву за полтора часа, а не за семь. Да, они создали первый в мире самолет. При этом высшие американские чины высказывались о их изобретении очень категорично.

«Любой человек, который поддерживает это, либо сумасшедший, либо просто треклятый дурак», - высказался американский адмирал Уильям А. Моффетт, который, как не иронично, позже перешёл служить в авиацию при Бюро аэронавтики ВМФ. А в 1943 году, во время зарождения компьютерной индустрии, (когда любая ЭВМ была размером с вашу гостиную) один человек сказал: «Я думаю, что мировой рынок компьютеров ограничится пятью экземплярами». Этим человеком был… эта шутка уже изжила себя… Томас Джон Уотсон, в то время являвшийся гендиректором уже культовой IT-компании IBM. Опустим дружбу мистера Уотсона с одним австрийским художником, сейчас нам важно лишь показать, что «неверующие» в ту или иную область были и будут всегда.

До сих пор не существует единого способа сократить расходы на отправку людей в космос.

И что мы имеем в итоге? Полеты на самолетах сегодня совершаются ежедневно, а мировой рынок компьютеров явно имеет более пяти позиций. Компьютеры, кстати, тоже изначально были прерогативой исключительно богатых людей, а теперь стоят в каждом доме и являются неотъемлемой частью жизни всех нас. Но все это очень небыстрый процесс. С момента тестирования до введения технологий в повседневную эксплуатацию проходит довольно много времени.

Путь так далек

Может быть, космический туризм тоже пойдет по пути развития компьютеров и самолетов, а может быть и нет. Нет никаких гарантий, что развитие этой отрасли будет успешным. Главные риски связаны с тем, что до сих пор нет никакого способа снизить расходы на отправку людей в космос. Однако попытки, несомненно, есть.

Virgin Galactic уже показала новую версию корабля SpaceShipTwo, которая будет производиться гораздо быстрее предыдущей, чтобы не заставлять клиентов ждать своей очереди годами и поставить индустрию на поток. Они уже пытались продавать билеты до 2014 года, пока не случилась авария с гибелью одного пилота во время очередного испытания. Присутствие на борту самого Брэнсона во время недавнего полета тоже служило негласным доказательством того, что корабль надежен и безопасен. Маск тоже сейчас работает над улучшением топливной эффективности своих ракет, что в конечном итоге должно привести к снижению стоимости отправки людей в космос. Для этого и был создан многоразовый космический корабль SpaceX Starship.

Все это, конечно, хорошо, но нам до сих пор неизвестно, как сильно упадут ценники на подобные развлечения в следующей вехе развития космического туризма. Станут ли они доступными для широкой аудитории или подешевеют всего на несколько тысяч, оставшись прерогативой богачей? В таком случае, когда же нам ждать той самой заветной «доступности»? Маск не рассказал о том, сколько в итоге будет стоить полет на его Starship. Virgin Galactic не сообщила точных цен на поездку на своем новом космическом аппарате SpaceShipThree. Blue Origin тоже молчит о билетах на New Shepard.

Джефф Безос представляет новую систему Shepard от Blue Origin в 2017 году
Джефф Безос представляет новую систему Shepard от Blue Origin в 2017 году

Оставьте мечты о космическом туризме до снижения цен.

Сегодня вы должны быть либо очень талантливым (выбранным миллиардером лично), либо невероятным везунчиком, чтобы получить бесплатный билет на поездку в космос на одной из существующих ракет. Virgin Galactic, например, уже заявила о том, что планирует разыгрывать билеты, а также просто раздавать их особым талантливым энтузиастам в космической отрасли, которые не могут себе этого позволить. Тем самым компания пытается поддерживать интерес широкой аудитории к космическому туризму, пока индустрия активно пытается найти способ сократить расходы. Поэтому сейчас нам остается лишь хранить свою мечту до лучших времен и продолжать надеяться на снижение цен.

Как бы то ни было, эта гонка только началась, и к ней уже начинают подтягиваться новые участники. Например, американская компания Axiom Space собирается построить собственную космическую станцию для отправки людей в космос на капсулах Crew Dragon от SpaceX. Еще одна организация, Rocket Lab, тоже создает свою ракету, которая, как планируется, тоже будет доставлять людей на орбиту и обратно. Даже Boeing, которая не нуждается в представлении, создает собственную капсулу Starliner для тех же целей.

Сегодня мы не знаем, кто из этих компаний дойдет до конца, а кто в итоге откажется от этой затеи. Поэтому пока что современный космический туризм застрял на уровне миллиардеров. Когда он наконец поднимется (или опустится) до широких масс, неизвестно. Сможет ли индустрия из очень дорого шоу превратиться в нечто обыденное, уже будет зависеть не от Безоса и Брэнсона, осуществивших свои детские мечты, а от того, смогут ли все эти активные игроки наконец найти способ снизить стоимость строительства ракет и отправки людей в космос. Надеемся и верим, что, хотя бы у кого-нибудь из них это точно должно получиться. И тогда мы наконец сможем сказать…

Один билет до звезд и обратно, пожалуйста.

Тайны космоса